Вторник, 07.05.2024, 19:20
Приветствую Вас Гость | RSS

РОЙ - сайт учителя химии Рябчук Ольги Ильиничны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время
МОУ Солнцевская СОШ, учитель химии Рябчук Ольга Ильинична.
 
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А. Н. Колмогоров
 
В период коренных социально-экономических преобразований в стране школа призвана воспитывать хорошо подготовленных, предприимчивых и деловых людей, способных к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, умеющих работать в коллективе и адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда. Решение этой задачи может быть найдено во внедрении в практику таких форм и методов обучения, которые способствовали бы развитию у каждого ребенка самостоятельности, интеллектуальной активности, его творческому развитию. В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, поведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что способствует культурному самоопределению, самоидентификации учащегося. Впоследствии приобретенный опыт он переносит на свои поступки в обыденной жизни. Метод проектов является одним из способов организации исследовательской деятельности. Выделяют следующие типы учебных проектов (по Е.С.Полат)
По определяющему виду деятельности:
  •  Исследовательские;
  •  Информационные;
  •  Игровые;
  •  Творческие;
  •  Практико-ориентированные (прикладные).
По длительности выполнения:
  •  Краткосрочные (несколько уроков);
  •  Среднесрочные (от недели до месяца);
  •  Длительные (несколько месяцев).
В соответствии с предметно-содержательной областью:
  •  Монопредметные (в рамках одногопредмета);
  •  Межпредметные (в рамках нескольких предметов);
  •  Надпредметные.
 По количеству участников:
  •  Индивидуальные;
  •  Парные;
  •  Групповые.
 По характеру контактов:
  •  Внутришкольные;
  •  Городские;
  •  Региональные;
  •  Общероссийские;
  •  Международные.
Работа над проектом включает следующие этапы (по И.Д.Чечель):
1. Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач.
2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.
 4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).
 5. Исследование, решение конкретных задач.
6. Обобщение результатов, выводы.
7. Реализация проекта.
8. Анализ успехов и ошибок.
Функции учителя при работе учащихся над проектом:
· Помогает ученикам в поиске нужной информации;
· Сам является источником информации;
· Координирует весь процесс;
 · Поощряет учеников;
· Поддерживает непрерывную обратную связь.
 Результаты, к которым стремиться любой учитель, работающий в проектной методике:
  •  Повышение уровня активности школьников и качества знаний;
  •  Интеграция между предметами различных образовательных областей;
  •  Профессиональное самоопределение учащихся.
Развивающий потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.
Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению в школе, для самореализации. На данной ступени учащимся предлагаются исследовательские задания с большой степенью реальности содержания. На этом этапе происходит формирование познавательного интереса и познавательной потребности, развиваются необходимые для исследования умения.
Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. На данном этапе требуется творческая переработка содержания. В ходе этого происходит дальнейшее развитие способности учащихся к рефлексивному осмыслению собственной деятельности и достижение уровня умения ставить вопросы с помощью ответов, на которые достигается осознание средств и оснований собственной деятельности ребенка, развивается интерес к своей же деятельности, формируются частично-поисковые умения.
Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей.
Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащихся характеризуется проявлением мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, выявлением парадоксов. На этой ступени учащийся самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению. При таком виде деятельности происходит интеграция ранее полученных знаний и умений с теми, которые добываются в данный момент, с одновременным автозакреплением ранее полученных; проявление устойчивого интереса к своей деятельности; использование умений творческого характера при проведении исследования. 
 
Занятия исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимся материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев высокого уровня трудности. Понятие «высокий уровень трудности» имеет смысл тогда, когда употребляется по отношению к конкретному ученику, а не только к учебному материалу. Что для одного является трудным, для другого может оказаться легким. Для того чтобы установить и поддержать уровень трудности материала, нужно дать возможность ученику самому выбрать тему своего исследования. Если учащийся не владеет знаниями по данной теме, не успел освоить их, его не заинтересует тема такого исследования, а если и выберет, то быстро к ней охладеет. На реализацию подобных операций влияет чрезмерно завышенная самооценка. Тогда ребенок, не задумываясь о последствиях, берется за любую, даже чрезвычайно сложную работу, результаты которой для него неожиданно могут оказаться плачевными и будут переживаться с большой остротой. Это, в свою очередь, сказывается на комфортности ощущения себя в мире, и мировоззренческая позиция теряет свою устойчивость. Напротив, выполнение задания и доведение исследования до логического конца погружает ребенка в ситуацию успеха от результатов своей деятельности. Успех представляет собой вполне закономерный итог, явление кропотливых самостоятельных исследовательских действий.
 Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, я учу их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов, работать со справочной литературой, энциклопедиями, словарями, в том числе с ресурсами сети Интернет. В начале года учащиеся выбирают тематику учебных проектов и в течение некоторого времени работают над этим проектом. Когда проект готов, то выступают с ним перед своими товарищами. При этом они его оформляют письменно и в электронном виде (в виде презентаций). В течение всего времени работы над проектом оказывается консультационная помощь учителем.
Так мною были предложены следующие темы проектов:
«Лауреаты Нобелевской премии в области химии»,
«Сборник авторских стихов о химии»,
«Мы строим дом (состав и свойства строительных материалов)»,
«Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме»,
«Моё хобби - фотография»,
«Химия – польза или вред?»,
«Химические вещества в парфюмерии и косметике»,
 «Экологическое обоснование интерьера квартиры».
Основной принцип, на который я опираюсь, в исследовательской деятельности – это уважение личности ученика, создание среды, благоприятной для развития личности каждого ребенка, а также условий для проявления интеллектуальных и творческих способностей ребенка, что является сущностью личностно-деятельностного подхода. Ведь так важно научить ребенка мыслить, подготовить его к самообразованию. При этом большую роль играет принцип взаимодействия человека и мира, понимание внутреннего состояния личности учащегося.
 Важным моментом внеклассной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над проектами помогает развить у учащихся коммуникативную компетенцию и составляющую ее социальную компетенцию.
 
Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении, сочетать различные формы работы и реализации проектов, провести межпредметные связи, повысить самооценку учащихся, реализовать их творческий потенциал, в конце концов, и дать им стимул к дальнейшему творчеству и самообразованию. Внеклассная и самостоятельная работа учащихся повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы, совершенствует знания и умения.
 
Каждому ребёнку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования: можно сделать акцент на значимость ожидаемых результатов, предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание. Важно обеспечить "видение” учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задания. Имея те возможности, которые есть в школе, каждый учитель может помочь ученику в развитии его познавательных интересов. Это энциклопедии, мультимедийная продукция, библиотека, неограниченный доступ во всемирную сеть интернет, отсюда прямая задача учителя помочь научиться пользоваться имеющимися возможностями.
 Основное направление в организации исследования должно состоять в раскрытии роли науки в решении важных жизненных вопросов. При этом важно показать возможности и положительные результаты научных предвидений в сравнении со многими заблуждениями. Убеждение в том, что наука вооружает человека для познания природы и создания материальных ценностей приводит учащихся к пониманию важности процесса приобретения научных знаний. Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других лю­дей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! В педагогике есть притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а ес­ли научим ловить, то накормим на всю жизнь.
 
Используемая литература:
 
1. Исследовательская деятельность учащихся по химии, Е.В.Тяглова. - Москва: Глобус, 2007
 2. Химия: проектная деятельность учащихся, Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007
3. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, О.С.Аранская, И.В.Бурая. – Москва: Вентана-Граф, 2005
Категория: Мои статьи | Добавил: рой (27.03.2011)
Просмотров: 6555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz